Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Выставка «Русская графика рубежа XIX и ХХ веков из частных собраний (Санкт-Петербург)»

10.10.2017, 14:48      Новости Салехарда

Эпоха рубежа XIX и ХХ веков была чрезвычайно плодотворной для искусства. Эта эпоха была, в том числе, и временем рождения графики как самостоятельного вида творчества. Вы скажите – а иллюстрации к манускриптам эпохи средневековья, а гравюра Северного Возрождения? Все верно, графика существовала и раньше. Но до рубежа XIX и XX столетий графика была подчиненным видом искусства – помощницей живописи в поисках нужной композиции и типажа, способом обучения тональному изображению, спутницей текста. И только на рубеже позапрошлого и прошлого веков графика обрела свой собственный выразительный язык, свои возможности и свое умение воздействовать на зрителя. И полностью завоевала ХХ век, объединившись в его второй половине с графическим дизайном.

Браз, Осип Эммануилович (1873-1936). Портрет актрисы М.Г. Савиной. 1909 г. Литография.

Стилистической базой рождения языка графики стал стиль «модерн». В разных странах он назывался по-разному. Но везде в основе его наименования лежали эпитеты «новый, современный». Именно стилю модерн суждено было предвосхитить множество открытий и изобретений в искусстве ХХ века.

Браз Осип Эммануилович (1873-1936). Петербург. Новая Голландия. 1902 г. Литография

Многое взявший из опыта дальневосточного искусства с его лаконичностью, минимализмом и выразительностью, стиль модерн стал воплощением художественности. Графика, его непосредственное отражение, тоже – символ искусства. Если живопись боролась и еще порой борется за право уподобиться реальности, заменить ее, то графика сразу оставила эти притязания, став самой сутью искусства.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силович (1873—1954) «Жар-птица». Начало ХХ века. Бумага, офорт

На выставке представлены ведущие мастера эпохи русского модерна – А. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, А. Остроумов-Лебедева. Именно эти художники на рубеже столетий объединились в художественное объединение «Мир искусства», ставшего проводником идей модерна в России. Большую роль в формировании языка модерна сыграл В. Серов, блестящий рисовальщик, портретист, с увлечением усвоивший выразительность модерна и отразивший его особенности в своих работах.

Бенуа А.Н. (1870-1960). Из цикла «Смерть». Литография. 1907

Портреты эпохи модерна точные и недосказанные, узнаваемые и лаконичные, словно формула. Филигранная сделанность дополнена эскизной легкостью. Столь же красноречиво о важных приобретениях графики благодаря стилю модерн говорит пейзаж – городской и парковый. Заметим, что для мастеров модерна источником красоты стала не природа, а культура. Не случайно, город и парк в их работы видится именно таким – хранителем и носителем культурного совершенства.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Портрет композитора Ц.А. Кюи. 1900 г. Автолитография

А.П. Остроумова – Лебедева (1871-1955). Литография. 1922

Еще одно важное проявление стиля, ярко представленное в экспозиции выставки, – это искусство оформления книги. Да, в целом графика началась с книжной иллюстрации. Но видеть в книге единый организм, созданный по единому сценарию, с соразмерными друг другу иллюстрациями,  и прочими элементами, смогли только мастера модерна. С детства мы любим иллюстрации И. Билибина, Г. Нарбута. Уверены, что после просмотра выставки вы запомните и прекрасного мастера иллюстрации А. Жаба, создавшего запоминающуюся графику к басням И. Крылова.

А.К. Жаба (1878-1942). Иллюстрация к басне И.А. Крылова. Хромолитография.

Осознав свои уникальные свойства графика в начале ХХ века, словно, выпущенный из бутылки джин, продемонстрировала себя тотально – и в искусстве: в станковом формате, в оформлении книги, в театральных эскизах; а также в пространстве около искусства: в рекламном и политическом плакатах, промграфике – обертках, этикетках, открытках, почтовых марках, денежных знаках.

Открытки участников творческого объединения «Мир искусства»: Константина Сомова, Ивана Билибина, Леона Бакста, Георгия Нарбута, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Анны Остроумовой-Лебедевой, Евгения Лансере, а также Елизаветы Бём, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Виктора Васнецова, Вадима Фалилеева. 1900-е.

Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Русская народная сказка. Художник Иван Билибин. Санкт-Петербург. Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1901. В издательской хромолитографированной обложке. Все иллюстрации выполнены в технике хромолитографии.

Журнал «Летопись войны с Японией» № 33. 1904. Обложка работы художника Ивана Билибина (1876–1942)

Б. Дик. Игрушки. Книжка первая. Иллюстрации Георгия Нарбута (1886–1920).Москва. Издание И. Кнебель, 1911

К.А.Сомов (1869-1939) Программа спектакля Императорского Эрмитажного театра. Лист из издания «Ежегодник Императорских театров». 1900.Бумага, хромолитография

Источник: www.mvk-yamal.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования